Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.
Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП – фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.
В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:
- определение скорости движения и других параметров транспортного средства ТС;
- определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
- определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
- установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
- определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
- определение времени преодоления ТС определенных участков пути;
- установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
- определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
- определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
- какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
- определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
- установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избежания происшествия;
- установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
- определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
- установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
- определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.
Отдельные из приведенных задач экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами САТЭ либо приведенными выше судебными экспертизами, не относящимися к классу транспортных. Например, все вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и возможности управления ТС, можно решить лишь после определения технического состояния ТС. Если подобные данные отсутствуют в постановлении (определении) о назначении экспертизы и материалах дела, то необходимо производство судебной экспертизы технического состояния ТС, а в отдельных случаях и металловедческой. Для квалификации действий водителей ТС зачастую необходимо вначале провести судебную экспертизу следов на ТС и месте ДТП по определению механизма ДТП и т.д. Большое значение для решения задач данного вида экспертизы имеет судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП, позволяющая учитывать индивидуальные особенности конкретных водителей как физических лиц. Проведение судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП дает возможность учитывать при исследовании основные квалификационные характеристики дороги и их влияние на возникновение ДТС.
Объекты исследования:
- материалы уголовного, административного, гражданского и арбитражного дел, не требующие правовой оценки.
Перечень ориентировочных вопросов:
1. С какой скоростью двигалось транспортное средство перед началом торможения?
Для решения этого вопроса необходимы сведения о дорожных условиях, в которых происходило торможение: тип и состояние (сухое, мокрое, обледенелое и т.д.) дорожного покрытия, сведения о продольном профиле дороги (если дорога имеет уклон, то необходимо указать его величину и направление), а также сведения о степени загруженности транспортного средства.
При направлении на автотехническую экспертизу материалов, содержащих сведения о продольном профиле дороги, необходимо указать место ДТП.
2. С какой скоростью двигалось транспортное средство непосредственно перед столкновением?
Для решения данного вопроса необходимы сведения о длине следов торможения, оставленных автомобилем после столкновения, и о состоянии дорожного покрытия, на котором эти следы расположены.
3. Какова должна быть скорость транспортного средства по условиям видимости дороги?
Для решения данного вопроса необходимы сведения о дорожных условиях в которых происходило движение транспортного средства, в том числе и расстояние видимости дороги с места водителя.
4. С какой безопасной скоростью было возможным движение транспортного средства на повороте без потери устойчивости?
Для решения данного вопроса необходимы сведения: угол поперечного уклона дороги на повороте; радиус поворота дороги.
5. Какова величина остановочного и (или) тормозного пути транспортного средства в данной дорожной обстановке?
Для решения данного вопроса необходимы сведения: о дорожных условиях и загруженности транспортного средства, об обстоятельствах происшествия, о скорости транспортного средства по данным судебного следствия.
6. Какова должна быть безопасная дистанция между транспортными средствами в данной дорожной обстановке?
Для решения данного вопроса необходимы сведения: о дорожных условиях и загруженности транспортных средств, а также сведения о скорости их движения до столкновения, о типе переднего транспортного средства.
7. На каком расстоянии от места столкновения находилось транспортное средство, водитель которого имел преимущественное право на движение, в момент выезда другого транспортного средства на проезжую часть пересекаемой дороги (либо в иной момент развития дорожной ситуации)?
8. Имел ли водитель сзади двигавшегося транспортного средства техническую возможность предотвратить столкновение с двигавшимся впереди транспортным средством при определенной дистанции между ними?
9. Имел ли водитель техническую возможность произвести остановку, не выезжая на проезжую часть пересекаемой дороги с момента включения желтого сигнала светофора?
Для решения данного вопроса необходимы сведения: о дорожных условиях и загруженности транспортного средства, сведения о скорости его движения, расстояние от транспортного средства в указанный момент времени до края пересекаемой проезжей части.
10. Имел ли водитель транспортного средства техническую возможность предотвратить столкновение (указать конкретный момент развития дорожной обстановки)?
Для решения данного вопроса, кроме сведений, указанных в п. 5, необходимы сведения о скорости и пути движения транспортного средства, водитель которого не имел преимущественного права на движение, либо время его движения с момента возникновения опасности и до момента столкновения.
11. Успевало ли транспортное средство удалиться на безопасное расстояние от полосы следования другого транспортного средства при принятии водителем последнего мер к торможению (указать момент времени)?
a) Где расположено место столкновения транспортных средств ?
б) Требованиями каких пунктов Правил дорожного движения РФ должны были руководствоваться водители в данной дорожной обстановке?
14. Соответствовали ли действиями каждого из водителей требованиям Правил дорожного движения РФ?
15. Находится ли с технической точки зрения в причинно-следственной связи с дорожно-транспортным происшествием отсутствие габаритных огней либо светоотражателей, прочих осветительных устройств на транспортном средстве?
При столкновении транспортных средств на регулируемом перекрестке также можно поставить следующие вопросы:
16. На какой сигнал светофора водитель первого транспортного средства выехал на перекресток, если водитель второго транспортного средства в момент включения для него определенного сигнала светофора (зеленого, красного, желтого) находился от светофора (пересечения проезжих частей и т.п.) на расстоянии _____ м?
17. Сколько времени потребовалось водителю __________, чтобы проехать перекресток со скоростью 60 км/ч и со скоростью, определенной экспертом?
18. Сколько времени потребовалось водителю ________, чтобы при разгоне с нулевой скорости проехать расстояние ____ м, если в конце разгона скорость составляла _____ км/ч?
19. Где находилось первое транспортное средство в момент, когда водителю второго транспортного средства загорелся зеленый (желтый, красный) сигнал светофора?
Для решения вопросов по столкновению автомобилей на регулируемом перекрестке необходимы:
- сведения о режиме работы светофоров на перекрестке;
- сведения о расположении границ перекрестка, а также расположение светофоров относительно этих границ или пересечения проезжих частей;
- сведения о положении транспортных средств относительно светофоров либо границ перекрестка на момент смены сигнала светофора.