Автотехническая экспертиза, как вид судебной экспертизы, включает в себя 5 специальностей:
— 13.1. Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;
— 13.2. Исследование технического состояния транспортных средств;
— 13.3. Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологи-ческая диагностика);
— 13.4. Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки;
— 13.5. Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия.
В Севастопольской ЛСЭ проводятся экспертизы по экспертным специальностям 13.1, 13.2, 13.3, 13.4.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
(экспертная специальность 13.1)
В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:
— определение скорости движения транспортного средства (далее — ТС) в заданные моменты времени, в частности, перед торможением, в момент наезда на пешехода или столкновения с другим ТС и т.п.;
— определение места расположения ТС в заданные моменты времени;
— удаление от места наезда или столкновения в момент возникновения опасности для движения или в момент, когда водитель еще располагал технической возможностью предотвратить происшествие и т.д.;
— определение тормозного, остановочного путей, расстояния, преодолеваемого ТС в заданные промежутки времени;
— определение тормозного, остановочного времени, а также времени, затраченного ТС на преодоление определенных участков пути;
— определение траектории и характера движения пешехода с момента возникновения опасности и до момента наезда на него;
— установление момента возникновения опасности для движения, если для этого требуется проведение расчетов, моделирования, эксперимента, экспертная оценка действий участников ДТП на соответствие (несоответствие) требований ПДД;
— определение должных действий водителя, пешехода и других участников ДТП в конкретной дорожно-транспортной ситуации с точки зрения требований ПДД и соответствия им фактических действий водителя ТС, пешехода и других участников ДТП;
— установление наличия (отсутствия) у водителя ТС технической возможности предотвратить ДТП путем торможения ТС или другим, предусмотренным требованиями ПДД, способом, в момент возникновения опасности для движения или любой другой момент времени, определенный органом, назначившим экспертизу;
— определение причинно-следственной связи между установленными следствием, судом фактическими действиями водителя ТС и наступившим происшествием на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
— установление причинно-следственной связи между условиями организации дорожного движения и наступившим ДТП и др.
Объекты:
— материалы уголовного, административного, гражданского и арбитражного дел, не требующие правовой оценки.
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
(экспертная специальность 13.2)
В рамках судебной экспертизы технического состояния транспортных средств решаются следующие задачи:
— определение технического состояния ТС, их систем, агрегатов, узлов и деталей и при обнаружении неисправности установление причин и времени ее возникновения, возможности своевременного (в частности до ДТП) ее обнаружения водителем ТС и лицами, ответственными за техническое состояние ТС;
— определение степени влияния неисправностей на возникновение и развитие ДТС, приведшей к ДТП;
— определение технической возможности предотвращения ДТП при том техническом состоянии ТС, в каком оно находилось непосредственно перед ДТП;
— установление причинно-следственной связи между техническим
состоянием (неисправностью) ТС и ДТП и т.д.
Объекты:
— автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды, прицепы, полуприцепы, троллейбусы, трамваи, тракторы, иные самоходные механизмы и другие ТС (за исключением морских, речных, воздушных и железнодорожных ТС), а также их системы, агрегаты, узлы и детали;
— материалы дела, схема ДТП, протоколы осмотра ТС и т.п.
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛЕДОВ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ И МЕСТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ (ТРАНСПОРТНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА)
(экспертная специальность 13.3)
В рамках данной судебной экспертизы решаются следующие задачи:
— исследование механизма столкновения транспортных средств и наездов на неподвижное препятствие:
— определения места столкновения ТС;
— определение траектории движения ТС до и после столкновения (наезда);
— определение взаимного положения ТС в момент столкновения (угла столкновения);
— определение взаимного расположения ТС относительно элементов дороги — проезжей части, ее горизонтальной разметки и т.п.;
— установление, находилось ли в движении или состоянии покоя одно из ТС при столкновении;
— определение место расположения лиц, находящихся в салоне ТС до ДТП (эта задача решается в рамках комплексной экспертизы совместно с судебными медиками);
— установление механизма повреждений шин и гибких шлангов, резьбовых и иных соединений, причины и времени их образования (до ДТП или в момент ДТП).
Исследование механизма наезда на пешехода:
— определения места наезда ТС на пешехода;
— определение траектории движения ТС и пешехода до и после наезда;
— определение направления движения пешехода относительно ТС (слева -направо, справа — налево, под углом). Эта задача также решается в рамках комплексной экспертизы с участием судебных медиков (исследование повреждений на теле пешехода), биологов (исследование наличия на ТС волос, крови потерпевшего), трасологов (исследование одежды, следов на подошве обуви), криминалистов (исследование материалов, веществ, частиц лакокрасочного покрытия).
— дорожная обстановка на месте ДТП, ТС, материалы дела и т.п.
ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА И ОЦЕНКИ
(экспертная специальность 13.4)
В рамках данной судебной экспертизы решаются следующие задачи:
— идентификация объекта экспертизы (установление фактических данных о марке, модели, модификации, комплектации, даты выпуска или периода производства представленного на исследование автомототранспортного средства (далее — АМТС);
— установление фактических данных о техническом состоянии АМТС в целом или его конкретного узла, детали, агрегата;
— определение технологии и стоимости восстановительного ремонта АМТС в связи с дорожно-транспортным происшествием или в результате иных повреждений;
— установление наличия, характера и объема технических повреждений и их идентификация на предмет образования (возникновения) от конкретного события;
— определение величины износа АМТС и его составляющих;
— определение рыночной стоимости АМТС и его отдельных элементов;
— установление стоимости годных остатков АМТС;
— определение величины утраты товарной стоимости АМТС.
Объекты:
— АМТС в целом, как сложное изделие, его детали, узлы, агрегаты;
— информация представительств автопроизводителей, предприятий автосервиса, торговли и т.д.;
— данные средств массовой информации, сети Интернет, справочники, фотоматериалы, относящиеся к предмету экспертизы;
— документы и материалы, представленные для проведения экспертизы или исследования.