Обучение на судебного эксперта-автотехника

Автотехническая экспертиза, как вид судебной экспертизы, включает в себя 5 специальностей:

— 13.1. Исследование  обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;               

— 13.2. Исследование  технического состояния транспортных средств;                     

—  13.3. Исследование следов на  транспортных средствах  и  месте  дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологи-ческая диагностика);    

—  13.4. Исследование транспортных  средств в целях определения         стоимости восстановительного ремонта и оценки; 

—  13.5. Исследование технического  состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия. 

В Севастопольской ЛСЭ проводятся экспертизы по экспертным специальностям 13.1, 13.2, 13.3, 13.4.        

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

(экспертная специальность 13.1)

В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:

— определение скорости движения транспортного средства (далее — ТС) в заданные моменты времени, в частности, перед торможением, в момент наезда на пешехода или столкновения с другим ТС и т.п.;

— определение места расположения ТС в заданные моменты времени;

— удаление от места наезда или столкновения в момент возникновения опасности для движения или в момент, когда водитель еще располагал технической возможностью предотвратить происшествие и т.д.;

— определение  тормозного,  остановочного   путей,  расстояния, преодолеваемого ТС в заданные промежутки времени;

— определение тормозного, остановочного времени, а также времени, затраченного ТС на преодоление определенных участков пути;

— определение траектории и характера движения пешехода с момента возникновения опасности и до момента наезда на него;

— установление момента возникновения опасности для движения, если для этого требуется проведение расчетов, моделирования, эксперимента, экспертная оценка действий участников ДТП на соответствие (несоответствие) требований ПДД;

— определение должных действий водителя, пешехода и других участников ДТП в конкретной дорожно-транспортной ситуации с точки зрения требований ПДД и соответствия им фактических действий водителя ТС, пешехода и других участников ДТП;

— установление наличия (отсутствия) у водителя ТС технической возможности предотвратить ДТП путем торможения ТС или другим, предусмотренным   требованиями   ПДД,   способом,   в   момент возникновения опасности для движения или любой другой момент времени, определенный органом, назначившим экспертизу;

— определение причинно-следственной связи между установленными следствием, судом фактическими действиями водителя ТС и наступившим происшествием на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;

— установление причинно-следственной связи между условиями организации дорожного движения и наступившим ДТП и др.

Объекты:

— материалы  уголовного,  административного,  гражданского  и арбитражного дел, не требующие правовой оценки.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

(экспертная специальность 13.2)

В рамках судебной экспертизы технического состояния транспортных средств решаются следующие задачи:

— определение технического состояния ТС, их систем, агрегатов, узлов и деталей и при обнаружении неисправности установление причин и времени ее возникновения, возможности своевременного (в частности до ДТП) ее обнаружения водителем ТС и лицами, ответственными за техническое состояние ТС;

— определение степени влияния неисправностей на возникновение и развитие ДТС, приведшей к ДТП;

— определение технической возможности предотвращения ДТП при том техническом состоянии ТС, в каком оно находилось непосредственно перед ДТП;

— установление причинно-следственной связи между техническим

состоянием (неисправностью) ТС и ДТП и т.д.

Объекты:

— автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды, прицепы, полуприцепы, троллейбусы, трамваи, тракторы, иные самоходные механизмы и другие ТС (за исключением морских, речных, воздушных и железнодорожных ТС), а также их системы, агрегаты, узлы и детали;

— материалы дела, схема ДТП, протоколы осмотра ТС и т.п.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛЕДОВ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ И МЕСТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ (ТРАНСПОРТНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА)

(экспертная специальность 13.3)

В рамках данной судебной экспертизы решаются следующие задачи:

— исследование механизма столкновения транспортных средств и наездов на неподвижное препятствие:

— определения места столкновения ТС;

— определение траектории движения ТС до и после столкновения (наезда);

— определение взаимного положения ТС в момент столкновения (угла столкновения);

— определение взаимного расположения ТС относительно элементов дороги — проезжей части, ее горизонтальной разметки и т.п.;

— установление, находилось ли в движении или состоянии покоя одно из ТС при столкновении;

— определение место расположения лиц, находящихся в салоне ТС до ДТП (эта задача решается в рамках комплексной экспертизы совместно с судебными медиками);

— установление механизма повреждений шин и гибких шлангов, резьбовых и иных соединений, причины и времени их образования (до ДТП или в момент ДТП).

Исследование механизма наезда на пешехода:

— определения места наезда ТС на пешехода;

— определение траектории движения ТС и пешехода до и после наезда;

— определение направления движения пешехода относительно ТС (слева -направо, справа — налево, под углом). Эта задача также решается в рамках комплексной экспертизы с участием судебных медиков (исследование повреждений на теле пешехода), биологов (исследование наличия на ТС волос, крови потерпевшего), трасологов (исследование одежды, следов на подошве обуви), криминалистов (исследование материалов, веществ, частиц лакокрасочного покрытия).

— дорожная обстановка на месте ДТП, ТС, материалы дела и т.п.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА И ОЦЕНКИ

(экспертная специальность 13.4)

В рамках данной судебной экспертизы решаются следующие задачи:

— идентификация объекта экспертизы (установление фактических данных о марке, модели, модификации, комплектации, даты выпуска или периода производства представленного на исследование автомототранспортного средства (далее — АМТС);

— установление фактических данных о техническом состоянии АМТС в целом или его конкретного узла, детали, агрегата;

— определение технологии и стоимости восстановительного ремонта АМТС в связи с дорожно-транспортным происшествием или в результате иных повреждений;

— установление наличия, характера и объема технических повреждений и их идентификация на предмет образования (возникновения) от конкретного события;

— определение величины износа АМТС и его составляющих;

— определение рыночной стоимости АМТС и его отдельных элементов;

— установление стоимости годных остатков АМТС;

— определение величины утраты товарной стоимости АМТС.

Объекты:                            

— АМТС в целом, как сложное изделие, его детали, узлы, агрегаты;

— информация представительств автопроизводителей, предприятий автосервиса, торговли и т.д.;

— данные средств массовой информации, сети Интернет, справочники, фотоматериалы, относящиеся к предмету экспертизы;

— документы и материалы, представленные для проведения экспертизы или исследования.