Судебная автотехническая экспертиза в рамках специальностей: 13.1 «Исследование обстоятельств ДТП», 13.2 «Исследование технического состояния ТС», 13.3 «Исследование следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)», 13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения их стоимости и стоимости восстановительного ремонта».
Предметом «Судебной автотехнической экспертизы» (САТЭ) являются фактические данные о техническом состоянии транспортного средства (ТС), дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, механизме дорожно-транспортного происшествия (ДТП), а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных знаний и материалов уголовного (гражданского) дела или административного материала.
13.1 «Исследование обстоятельств ДТП»
«Исследование обстоятельств ДТП» включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.
Предмет судебной экспертизы «Исследование обстоятельств ДТП» – фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.
В рамках судебной экспертизы «Исследование обстоятельств ДТП» решаются следующие задачи:
- определение скорости движения и других параметров ТС;
- определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
- определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом), назначившим экспертизу, моменты;
- установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом), назначившим экспертизу, моменты;
- определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
- определение времени преодоления ТС определенных участков пути;
- установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные знания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
- определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель ещё имел техническую возможность предотвратить происшествие;
- определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
- определение того, какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП, и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
- установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избежания происшествия;
- установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу, момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
- установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении.
13.2 «Исследование технического состояния ТС»
«Исследование технического состояния ТС» включает экспертное исследование технического состояния ТС, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения неисправностей, а также возможности их обнаружения.
Предметом судебной экспертизы «Исследование технического состояния ТС» являются фактические данные о техническом состоянии ТС, участвовавших в ДТП.
К задачам, решаемым данным видом САТЭ, относятся следующие:
- установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;
- установление причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за техническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;
- установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП, а также обстоятельств, способствующих возникновению неисправностей;
- установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП;
- установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.
Отдельные из приведенных задач экспертизы «исследование технического состояния ТС» можно решить только в комплексе с металловедческой экспертизой, а в отдельных случаях и с трасологической экспертизой. К ним, в частности, относится задача установления причины (способа или инструмента) и времени поломки деталей ТС
13.3 «Исследование следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)»
«Исследование следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)» – это комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения относительно расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установление места столкновения (удара), наезда, опрокидывания.
Предмет судебной экспертизы «Исследование следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)» – обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на местах ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных.
В рамках судебной экспертизы «Исследование следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)» решаются следующие задачи:
- определение механизма ДТП;
- установление механизма взаимодействия ТС при столкновении;
- установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия;
- установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения;
- установление координат места столкновения ТС или места наезда на пешеходов;
- установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первичного контактного взаимодействия;
- установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
- установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
- установление наличия и причины повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений;
- установление возможности получения механических повреждений, имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии.
Наряду с приведенными задачами существует ряд задач, решаемых экспертизой «Исследование следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)» в комплексе с судебно-медицинской экспертизой:
- установление взаиморасположения человека и частей ТС;
- оценка особенностей функционального состояния людей ко времени взаимодействия их с частями ТС;
- определение позы и двигательных реакций пострадавших;
- выявление признаков, характеризующих действия водителя;
- получение объективной информации об условиях травмирования для сопоставления её с показаниями свидетелей;
- определение по характеру повреждений на ТС и теле пострадавшего места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения.
Некоторые из перечисленных задач наряду с упомянутой судебно-медицинской экспертизой можно решить только в комплексе с другими родами (видами) судебной экспертизы. Например, определение взаимного расположения ТС и пешехода в момент наезда осуществляется в комплексе автотехнической, медицинской, биологической, трасологической (исследование одежды и обуви) экспертизами и криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий, экспертизой лакокрасочных материалов и покрытий.
13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения их стоимости и стоимости восстановительного ремонта»
«Исследование транспортных средств в целях определения их стоимости и стоимости восстановительного ремонта» – это исследование стоимости транспортного средства и отдельных деталей, узлов, агрегатов, стоимости восстановительного ремонта, годных остатков и утраты товарной стоимости транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия или при иных обстоятельствах.
Предметом судебных экспертиз «Исследование транспортных средств в целях определения их стоимости и стоимости восстановительного ремонта» является установление фактических данных о техническом состоянии автомототранспортного средства (АМТС), дате выпуска транспортного средства, принадлежности его к определенной марке и модели, наличия и характера технических повреждений, причин их возникновения, стоимости транспортного средства и отдельных деталей, узлов, агрегатов, стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия или при иных обстоятельствах.
Объектами экспертиз могут являться:
- транспортное средство в целом, как сложное изделие; его детали, узлы, агрегаты;
- информация представительств автопроизводителей, предприятий автосервиса, торговли и т.д.;
- программные комплексы;
- данные средств массовой информации, сети интернет, справочники, фотоматериалы, относящиеся к предмету экспертизы;
- документы и материалы, представленные для проведения экспертизы или исследования.
В рамках судебной экспертизы «Исследование транспортных средств в целях определения их стоимости и стоимости восстановительного ремонта» решаются следующие задачи:
- идентификация объекта экспертизы (установление фактических данных о марке, модели, модификации, комплектации, даты выпуска или периода производства представленного на исследование транспортного средства);
- определение технологии и стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в связи с дорожно-транспортным происшествием или в результате иных повреждений;
- определение износа транспортного средства, его составляющих;
- определение рыночной стоимости транспортного средства и его отдельных элементов;
- установление стоимости годных остатков транспортного средства;
- установление стоимости годных остатков транспортного средства;
- определение размера страхового возмещения.
Все задачи решаются в соответствии с компетенцией эксперта, определенной соответствующей программой подготовки.