Судебная автотехническая экспертиза в рамках специальностей: 13.1 «Исследование обстоятельств ДТП», 13.2 «Исследование технического состояния ТС», 13.3 «Исследование следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)», 13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения их стоимости и стоимости восстановительного ремонта».

Предметом «Судебной автотехнической экспертизы» (САТЭ) являются фактические данные о техническом состоянии транспортного средства (ТС), дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, механизме дорожно-транспортного происшествия (ДТП), а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных знаний и материалов уголовного (гражданского) дела или административного материала.


13.1 «Исследование обстоятельств ДТП»

«Исследование обстоятельств ДТП» включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

Предмет судебной экспертизы «Исследование обстоятельств ДТП» – фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.

В рамках судебной экспертизы «Исследование обстоятельств ДТП» решаются следующие задачи:

  • определение скорости движения и других параметров ТС;
  • определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
  • определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом), назначившим экспертизу, моменты;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом), назначившим экспертизу, моменты;
  • определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
  • определение времени преодоления ТС определенных участков пути;
  • установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные знания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
  • определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель ещё имел техническую возможность предотвратить происшествие;
  • определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
  • определение того, какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП, и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
  • установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избежания происшествия;
  • установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу, момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
  • установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении.


13.2 «Исследование технического состояния ТС»

«Исследование технического состояния ТС» включает экспертное исследование технического состояния ТС, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения неисправностей, а также возможности их обнаружения.

Предметом судебной экспертизы «Исследование технического состояния ТС» являются фактические данные о техническом состоянии ТС, участвовавших в ДТП.

К задачам, решаемым данным видом САТЭ, относятся следующие:

  • установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;
  • установление причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за техническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;
  • установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП, а также обстоятельств, способствующих возникновению неисправностей;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП;
  • установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.

Отдельные из приведенных задач экспертизы «исследование технического состояния ТС» можно решить только в комплексе с металловедческой экспертизой, а в отдельных случаях и с трасологической экспертизой. К ним, в частности, относится задача установления причины (способа или инструмента) и времени поломки деталей ТС


13.3 «Исследование следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)»

«Исследование следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)» – это комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения относительно расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установление места столкновения (удара), наезда, опрокидывания.

Предмет судебной экспертизы «Исследование следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)» – обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на местах ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных.

В рамках судебной экспертизы «Исследование следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)» решаются следующие задачи:

  • определение механизма ДТП;
  • установление механизма взаимодействия ТС при столкновении;
  • установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия;
  • установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения;
  • установление координат места столкновения ТС или места наезда на пешеходов;
  • установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первичного контактного взаимодействия;
  • установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
  • установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
  • установление наличия и причины повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений;
  • установление возможности получения механических повреждений, имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии.

Наряду с приведенными задачами существует ряд задач, решаемых экспертизой «Исследование следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)» в комплексе с судебно-медицинской экспертизой:

  • установление взаиморасположения человека и частей ТС;
  • оценка особенностей функционального состояния людей ко времени взаимодействия их с частями ТС;
  • определение позы и двигательных реакций пострадавших;
  • выявление признаков, характеризующих действия водителя;
  • получение объективной информации об условиях травмирования для сопоставления её с показаниями свидетелей;
  • определение по характеру повреждений на ТС и теле пострадавшего места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения.

Некоторые из перечисленных задач наряду с упомянутой судебно-медицинской экспертизой можно решить только в комплексе с другими родами (видами) судебной экспертизы. Например, определение взаимного расположения ТС и пешехода в момент наезда осуществляется в комплексе автотехнической, медицинской, биологической, трасологической (исследование одежды и обуви) экспертизами и криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий, экспертизой лакокрасочных материалов и покрытий.


13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения их стоимости и стоимости восстановительного ремонта»

«Исследование транспортных средств в целях определения их стоимости и стоимости восстановительного ремонта» – это исследование стоимости транспортного средства и отдельных деталей, узлов, агрегатов, стоимости восстановительного ремонта, годных остатков и утраты товарной стоимости транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия или при иных обстоятельствах.

Предметом судебных экспертиз «Исследование транспортных средств в целях определения их стоимости и стоимости восстановительного ремонта» является установление фактических данных о техническом состоянии автомототранспортного средства (АМТС), дате выпуска транспортного средства, принадлежности его к определенной марке и модели, наличия и характера технических повреждений, причин их возникновения, стоимости транспортного средства и отдельных деталей, узлов, агрегатов, стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия или при иных обстоятельствах.

Объектами экспертиз могут являться:

  • транспортное средство в целом, как сложное изделие; его детали, узлы, агрегаты;
  • информация представительств автопроизводителей, предприятий автосервиса, торговли и т.д.;
  • программные комплексы;
  • данные средств массовой информации, сети интернет, справочники, фотоматериалы, относящиеся к предмету экспертизы;
  • документы и материалы, представленные для проведения экспертизы или исследования.

В рамках судебной экспертизы «Исследование транспортных средств в целях определения их стоимости и стоимости восстановительного ремонта» решаются следующие задачи:

  • идентификация объекта экспертизы (установление фактических данных о марке, модели, модификации, комплектации, даты выпуска или периода производства представленного на исследование транспортного средства);
  • определение технологии и стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в связи с дорожно-транспортным происшествием или в результате иных повреждений;
  • определение износа транспортного средства, его составляющих;
  • определение рыночной стоимости транспортного средства и его отдельных элементов;
  • установление стоимости годных остатков транспортного средства;
  • установление стоимости годных остатков транспортного средства;
  • определение размера страхового возмещения.

Все задачи решаются в соответствии с компетенцией эксперта, определенной соответствующей программой подготовки.