Одним из инструментов расследования последствий дорожно-транспортных происшествий, где был поврежден автотранспорт, и где пострадали пешеходы, водитель и (или) пассажиры служит экспертиза дорожно-транспортных происшествий, которую в тех или иных условиях обыватели именуют то дорожной экспертизой, то дорожно-транспортной, или даже автодорожной экспертизой.
Примечательно и то, что ни одно из вышеуказанных названий дорожной экспертизы не является правильным и научно-обоснованным наименованием, но об этом чуть позже. Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) происшествий до настоящего времени продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных факторов.
Во первых, до принятия приказа Минюста № 114 от 14.05.2003г. «Об утверждении перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства Юстиции Российской Федерации, и перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации» дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная экспертиза или дорожная экспертиза) по исследованию дорожных условий, знаков, разметки, и прочих элементов дорожных происшествий как отдельный вид судебных экспертиз вообще не была определена ни в одном из приказов Минюста РФ.
Лишь только после издания вышеуказанного Приказа № 114 автодорожная независимая экспертиза (дорожно-транспортная экспертиза или дорожная экспертиза) приобрела свой уникальный номер -13.3., только в данном приказе экспертизе было установлено точное и научно обоснованное наименование — «Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия».
Вне зависимости от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза обрела свое уникальное наименование более 7 лет назад, подавляющее большинство практикующих юристов, адвокатов, судей и следователей все также продолжает назначать в суде (или на следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь класс экспертиз, без уточнения точного вида экспертного исследования.
В результате столь общего и абстрактного обозначения требуемой экспертизы, в нашей практике зачастую складываются ситуации, когда в адрес какого-либо экспертного учреждения, где присутствуют тоже вроде бы как «автоэксперты» (такие как — оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы уголовного дела, где требуется познания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки, дорожных знаков и полотна дороги).
В таких случаях возникает неприглядная ситуация, в результате которой дело возвращается в судебно-следственные органы без исполнения, в результате чего сроки расследования дела затягиваются по причине элементарной безграмотности участников судебного процесса.
На сегодняшний день, т.е. уже по прошествии более чем семи лет, с даты возникновения и нормативного закрепления экспертной специальности 13.3. «Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия», нам очень бы хотелось увидеть у уважаемых юристов самый минимальный набор прикладных знаний о действующей и нормативно-закрепленной классификации судебно-экспертных специальностей, о которой мы указали выше.
Цели и задачи судебной дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:
Вопросы, на судебную дорожно-транспортную (автодорожную / дорожную) экспертизу:
Примечание: Вышеуказанный перечень вопросов на автодорожную экспертизу (дорожно-транспортную или дорожную экспертизу) условный. Просим относиться к нему творчески, уточняя вопрос в зависимости от актуальной дорожно-транспортной ситуации. Все возможные вопросы рекомендуем согласовывать с нашими экспертами по телефонам, указанным на сайте.
Перечень материалов, требуемых для проведения автодорожной (дорожно-транспортной) экспертизы
Для проведения судебной автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы в распоряжение эксперта необходимо предоставлять все материалы гражданского, административного, гражданского или уголовного дела, относящиеся к ДТП. Должностному лицу, назначающему дорожную экспертизу, следует знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо изучение всего комплекса информации о ДТП. Соответственно ни один протокол допроса, ни один акт и ни одна фотография по факту ДТП лишней не будет.
Кстати, в ситуациях, где одним из важных фактором ДТП являются погодные условия обязательным документов станет справка о погодных условиях из регионального Гидрометцентра в момент дорожно-транспортного происшествия (ДТП).Дорожные условия – это совокупность геометрических параметров, транспортно-эксплуатационных качеств дороги, дорожных покрытий, элементов обустройства и обстановки, непосредственно влияющих на условия дорожного движения.