Определение скорости при ДТП

Несоблюдение скоростных режимов — одна из основных причин дорожно-транспортных происшествий. Часто определить виновника ДТП достаточно просто: ехал на красный свет, не уступил дорогу, шел на обгон с выездом на встречку и так далее. Однако во многих случаях приходится прибегать к помощи экспертов.

Одна из основных проблем экспертизы ДТП — определение точной скорости автомобиля в момент столкновения. Как ее определяют, с помощью каких методов — об этом наша статья.

Практика определения скорости в момент ДТП

Одно из основных требований Правил Дорожного Движения звучит следующим образом:

«Водитель обязан придерживаться такого скоростного режима, при котором будут учитываться:

  • ограничения на данном участке дороги;
  • состояние дорожного полотна;
  • метеорологические условия;
  • общая скорость потока в данном направлении;
  • дорожная обстановка.

Только при соблюдении всех этих требований можно максимально обезопасить себя от плачевных инцидентов на проезжей части».

Если же ДТП произошло, то имеются некоторые современные средства оценки скорости передвижения:

  • записи из видеорегистратора — если регистратор с GPS-модулем, то на нем отображается скорость, а сам момент столкновения благодаря наличию G-сенсора заносится в специальную неудаляемую папку;
  • данные с ГЛОНАСС/GPS навигаторов — позволяют оценить скорость не в сам момент удара, а непосредственно перед ним.

Например, водитель будет доказывать, что он двигался в пределах 60 км/час, тогда как на видеорегистраторе или навигаторе отобразится 100 км/час. Понятно, что в данном случае какая-то особая автоэкспертиза не потребуется.

Также могут помочь свидетельские показания других водителей или пешеходов. Именно поэтому их надо опросить и сохранить контактные данные.

Если же все эти методы не помогают, приходится прибегать к курсу физики.

Автотехническая экспертиза

Эксперты должны не только разбираться в марках автомобилей, но и во множестве других дисциплин.

Так, одним из наиболее надежных методов является метод определения скорости по длине следов торможения, по положению автомобилей после столкновения и по нанесенным повреждениям. Эксперты вносят расчетные данные в формулу и получают нужный результат.

Они оперируют следующими расчетными данными, которые известны:

  • длина тормозного следа;
  • колесная база и длина кузова авто;
  • путь движения накатом;
  • масса транспортного средства.

Важный момент — эксперты обязаны выяснить, какие действия предпринимал водитель непосредственно перед столкновением:

  • жал ли на педаль тормоза до упора;
  • не успел затормозить;
  • имеется ли система ABS.

Зная, например, что водитель до упора утопил педаль тормоза, эксперт сможет найти в специально разработанных таблицах такие данные, как: замедление при торможении, время растормаживания, нарастание замедления до нужного значения. Одним словом, речь идет о специальных терминах, которые рассчитаны для самых разных авто, с учетом загруженности, типа дорожного полотна (асфальт, грунт, мокрый асфальт, снег).

Далее остается только вставить эти значения в формулу. Таких формул имеется огромное множество, они имеют примерно такой вид:

Есть и более сложные формулы или даже уравнения с большим количеством неизвестных. Задача еще усложняется тем, что только в идеальных условиях автомобили сталкиваются и замирают на месте. В действительности машина может переворачиваться, сталкиваться с другими транспортными средствами, столбами, заборами.

Кроме того, существуют специальные методы расчета для разных ситуаций:

  • столкновение двух и более авто;
  • наезд на пешехода;
  • ДТП с участием разных категорий ТС — легковые и грузовые, автобусы, мотоциклы.

Алгоритм действий при определении скорости

Чтобы полученные данные были наиболее точными, необходимо правильно составить схему ДТП.

Экспертный отчет будет включать в себя:

  • общее описание дорожной ситуации (тип покрытия, время года, время дня, показания участников и свидетелей ДТП);
  • детальная схема в момент предшествующий аварии;
  • положение автомобилей после столкновения;
  • фиксация всех следов — расположение обломков, вмятины и повреждения, тормозной след.

Имеющиеся данные вставляются в формулу подходящего вида. В результате получается общая картина ДТП, вроде тех, которые показывают в виде симуляций в обзорах ЧП-инфо.

Таким же образом определяют скорость ТС в случае наезда на пешехода. Стоит сказать, что имеются специальные таблицы, в которых указывается как поведет себя машина и какие повреждения получит при наезде на человека:

  • на скорости 30 км/час повреждения придутся на бампер автомобиля, пешеход же получит увечья нижних конечностей;
  • на скорости 60 км/час зона контакта переместится к лобовому стеклу;
  • 80 км/час и выше — передняя часть крыши.

Отечественные и иностранные автопроизводители проводят массу экспериментов для внесения данных в расчетные таблицы, которыми и пользуются автоэксперты.

В каких случаях нужна экспертиза?

К помощи экспертов прибегают, как правило, если не согласны с решением суда. Согласно законодательству, каждый имеет право обжаловать вердикт в течение 10-ти дней после его оглашения.

Если с момента аварии прошло время, то следов, естественно, не останется. Экспертам строит свои выводы придется на основе сехмы ДТП, составленной в ГИБДД, а также исходя из повреждений транспортных средств.