Среди криминалистических приемов наибольшее распространение получили трасологические исследования, позволяющие определить закономерность возникновения следов. Одним из самых крупных разделов учения является транспортная трасология, изучающая следы, оставленные автомобилями, мотоциклами, велосипедами и прочими транспортными средствами. Обычно транспортно-трасологическую экспертизу проводят с целью восстановления картины дорожно-транспортного происшествия. В ходе диагностических исследований перед экспертом-трасологом стоит ряд следующих задач:
Реконструируя картину ДТП, специалист исходит из того, что данное событие условно подразделяется на три стадии: начальную, промежуточную и конечную. начальная стадия определяется, исходя из объективных и субъективных предпосылок происшествия. Промежуточный этап характеризуется динамическим взаимодействием автомобиля с другим транспортным средством, столкновением с преградами, опрокидыванием и прочими обстоятельствами. Именно в этот момент и происходит формирование большинства следов на дорожном покрытии, транспортных средствах, объектах окружающей обстановки. Заключительный этап дорожно-транспортного происшествия лишен динамики, для него характерно статические контакты ТС, предметов и людей. Следы, фиксирующие конечную ситуацию, — это местонахождение участников и объектов, вовлеченных в ДТП, их расположение друг относительно друга.
Предметом транспортно-трасологической экспертизы становятся три типа объектов: следообразующий, следовоспринимающий и вещество следа. Следообразующим называется объект, признаки которого отображаются в следе, следовоспринимающим – носитель следа. Вещество следа может состоять из материалов, относящихся к следообразующему или следовоспринимающему объекту, смеси материалов, а также из веществ, случайно попавших на поверхность.
Транспортные средства влияют на предмет, воспринимающий след, трением или давлением, при этом может заметно преобладать одна или другая воздействующая сила.
Объекты, образующие следы, разделяют на несколько больших групп, их разнообразие достаточно ограничено. Трасологическая классификация исходит из особенностей внешнего вида составляющих компонентов автомобиля, таких как колеса, фары, бампер и пр. Идентифицируют следы, как первичные, т.е. возникшие в результате начального контакта автомобиля с другими объектами, и вторичные, появившиеся как следствие дальнейшего смещения взаимодействующих предметов.
Следы могут быть поверхностные и объемные. Основное внимание при транспортно-трасологических исследованиях уделяется именно последним. В дорожно-транспортных происшествиях их оказывается, как правило, подавляющее большинство, кроме этого они дают наиболее полную картину случившегося события.
В ряде случаев транспортно-трасологическая экспертиза – абсолютно необходимая процедура, она важна как для самих участников ДТП, так и для страховых компаний. Первым она исследования помогают избежать обвинений в виновности в совершении дорожно-транспортного происшествия, и как следствие занижения или полного отказа в выплате страховых компенсаций. Вторым позволяет бороться со случаями страхового мошенничества, ведущими к необоснованным затратам.