ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ КОНТРОЛЕРА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В СМОЛЕНСКЕ

Сегодня разберем требования к должностным лицам которые имеют право проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Напомню, что организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие перевозки, а также осуществляющие перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями. Остальные организации, то есть юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующих исключительно легковые автомобили для собственных нужд, организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств не обязаны.

Требования к контролеру технического состояния

Контролер технического состояния транспортных средств в Смоленске не отвечает за техническое состояние транспорта, а только проверяет его техническое состояние.

Если кратко, то задача контролера — проверить техническое состояние транспортного средства перед его отправкой в рейс и предоставить об этом достоверную информацию. По итогу проверки технического состояния транспорта контролер вносит в журнал отметку о прохождении контроля — пройден или не пройден, и подтверждает это своей подписью.

Именно запись в журнале заверенная подписью контролера является подтверждением исправности или не исправности транспортного средства, и именно на основании этой записи сотрудник организации, ответственный за техническое состояние транспортных средств разрешает или не разрешает выпуск автомобиля в рейс.

Для того чтобы иметь право проводить предрейсовый контроль технического состояния, а точнее, чтобы иметь право сделать указанную выше запись в журнале, контролер технического состояния транспортных средств в Смоленске должен иметь определенные знания и умения. Также его уровень образования должен соответствовать определенным требованиям. Об этом сказано пункте 6 Приказа Министерства транспорта РФ от 15 января 2021 г. № 9 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств»:

Контроль осуществляется работником субъекта транспортной деятельности либо работником сторонней организации или привлекаемым для проведения контроля индивидуальным предпринимателем. Работники или индивидуальные предприниматели, указанные в настоящем пункте, осуществляющие контроль, должны соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», устанавливаемым Минтрансом России в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», предъявляемым к контролеру технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта или контролеру технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта.
То есть, для того чтобы иметь право проводить контроль технического состояния транспортных средств, контролер должен иметь определенный уровень образования и стажа. Требования к уровню образования и стажу прописаны в Приказе Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Согласно пункту 13.3 Приказа Минтранса № 282, к квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта предъявляется одно из следующих требований:

образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации.
Таким образом, контролер технического состояния транспортных средств должен иметь уровень образования не ниже среднего профессионального, которое входит в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». Или контролер технического состояния транспортных средств может иметь любое другое образование не ниже среднего профессионального, которое НЕ входит в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», но в этом случае он должен дополнительно пройти профессиональную переподготовку на контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта.

Также в пункте 13.4 Приказа Минтранса № 282 перечислены требования к стажу работы контролера:

К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет.
К работникам, имеющим среднее профессиональное образовании по соответствующим специальностям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года (за исключением требований к стажу работы, предусмотренных третьим абзацем настоящего пункта при наличии специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»).
К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» или высшее образование, требования к стажу не предъявляются.
Если в организации есть сотрудник соответствующий всем перечисленным выше требованиям, то его можно назначать контролером технического состояния транспортных средств. Назначается контролер приказом. Назначить можно совершенно любого сотрудника организации соответствующего перечисленным требованиям. Это может быть водитель, механик, начальник отдела и т.д.. В законодательстве нет запретов на этот счет. Обязанности контролера необходимо прописать в должностной инструкции.

Если в организации нет работника соответствующего необходимым требованиям, то можно заключить договор с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем оказывающим услуги по проведению предрейсового контроля технического состояния транспортных средств. И в этом случае контролер сторонней организации или ИП также должен соответствовать требованиям к уровню образования и стажу перечисленным в Приказе Минтранса № 282.